АО «Молдтелеком» признано самой прибыльной компанией по итогам 2006 г. Находящийся пока еще в государственной собственности национальный оператор стационарной, а теперь уже и мобильной связи, возглавил рейтинг 50 наиболее успешных предприятий Молдовы. Прибыль компании превысила 640 млн. леев ($52,8 млн.). Клиентская база постоянно растёт, и на данный момент уже превышает 1 млн. абонентов. И казалось бы, чего еще хотеть нашим «хозяевам жизни»? Но оказалось, что хотеть еще можно очень и очень многого, ведь аппетиты же, растут во время еды.
22 октября пятерым работникам Дондюшанского филиала АО «Молдтелеком» сообщили, как говорится, пренеприятнейшее известие. Пытаясь выдавить из себя печальные физиономии нас «обрадовали», что теперь мы на предприятии лишние, а работа, которую мы выполняли, ляжет на плечи наших оставшихся коллег. Кроме меня «обрадовали» двух электромехаников АТС, электромонтера телекоммуникаций и водителя, которому до пенсии осталось всего чуть больше 4 лет. А сокращения мотивировали тем, что поступившее новое оборудование, якобы не нуждается в таком количестве обслуживающего персонала.
Но тут сразу же возник вопрос: интересно, а появление нового оборудования в правительстве, в парламенте, в полиции, в многочисленных госструктурах, да и у руководства нашего предприятия — тоже ведет к сокращению постов? Или можно подумать, что у них там аппаратура еще со времен царя Гороха.
Вообще-то, если рассуждать логически, модернизация и автоматизация производства, должна вести к сокращению рабочего дня, а не к сокращению рабочих, причем при той же оплате труда, ведь доходы предприятия (АО «Молдтелеком») ничуть не уменьшаются, а наоборот бурно растут. Да не тут-то было, у нас же у власти особые «модернизаторы». Этим «прозаседавшимся» всегда по-хорошему мало, — им же нужно еще больше. Только теперь прибыль решили сдирать уже не за счет увеличения числа абонентов, качества связи или расширения спектра услуг, а намного проще — сокращением части рабочих и увеличением эксплуатации оставшихся. А как же! Есть же у нас люди «думающие», которые за это даже зарплату хорошую получают, вот и додумались. А может быть, кто-то рискнет предположить, что после сокращения рабочих снизятся и тарифы на телефонные переговоры? Ну да, конечно, ждите… Как бы там наоборот не вышло. Вобщем, логика руководства оказалась настолько же простой, насколько и недалекой: лучше плодить безработицу, зато какая у нас может быть прибыль!
А вдруг, упаси господь, эти умники начнут «модернизировать» в таком же духе не только «Молдтелеком», но и все остальные сферы производства. Тогда у нас в стране вообще никого не останется, все разбегутся по миру в поисках заработка. Выиграет лишь немного Молдавская железная дорога за счет формирования нескольких дополнительных составов «Кишинев-Москва». Впрочем, и сейчас уже наши твердолобые «мордернизаторы» настолько все «отмодернизировали», что около миллиона наших соотечественников вынуждены скитаться по заграницам, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи.
Но вернемся, как говорится, к «нашим баранам». Первым вопросом к администрации нашего филиала стало выяснение отношения официального Кишинева к данным сокращениям. На что последовал, как бы уже заранее, заготовленный ответ, что данные вопросы решала сугубо местная администрация. Попытка добиться получения официальных документов, касающихся сокращения персонала в нашем филиале, уже наткнулась на резкое сопротивление. Мне даже было отказано в ксерокопировании заявления директору, мотивируя это тем, что ксерокс в телекоме не используется по личным, якобы, делам. Вобщем, налицо был либо явный сговор, либо давление, оказанное на оператора ксерокса, чтобы лишний раз заставить меня попутешествовать еще через пол города ради нескольких копий документа. Следующим моим шагом стала попытка ознакомиться со штатным расписанием предприятия, чтобы хоть как-то проверить обоснованность сокращения рабочего персонала, и сохранения нетронутым админаппарата. Получить этот документ не удалось до сих пор. Спрашивается, неужели работник не имеет права узнать, с кем он работает на предприятии, кто на каких должностях числится и сколько получает? Тем более что компания пока еще принадлежит государству, а не является какой-то частной лавочкой. Что же такого секретного может быть в этом штатном расписании, которое так тщательно скрывают от простых рабочих телекомовские бонзы? Также, несмотря на мои неоднократные требования, выписку из протокола заседания профсоюзного комитета, состоявшегося по поводу сокращения, удалось получить только аж после первой публикации в прессе. Выяснить подробности этого заседания у рабочих, состоящих в профкоме, не удалось, так как им было приказано не распространятся о ходе «тайного вече». Также звучали угрозы, со стороны начальника отдела кадров, что следующими, кто пойдет под сокращение будет тот, кто будет много «выступать».
23 октября, стало еще веселей, мне было отказано в доступе на 2-ой этаж предприятия, где находится часть оборудования, обслуживание которого является моей непосредственной обязанностью. Об этом мне сообщили на проходной сотрудники «Госохраны», предупредив, что данное распоряжение получено лично от директора, и неподчинение может караться даже вплоть до применения оружия. И можно было бы плакать, если бы не было так смешно. Оказывается, наш директор за столько лет протирания штанов на предприятии даже не в курсе, где хоть приблизительно какая аппаратура находится, и кто ее непосредственно должен обслуживать. Хотя данный инцидент, вполне даже логично объяснялся тем, что на втором этаже работают еще двое работников идущих под сокращение, и, видимо, таким вот нехитрым способом было решено ограничить мое общение с ними. Но, как бы там ни было, этот вопиющий факт стал не только нарушением действующего трудового законодательства РМ, но и всех международных соглашений, касающихся соблюдения прав и свобод трудящихся, которые Молдова обязалась соблюдать.
Хотя, чему тут особо удивляться, — за 8 лет работы на предприятии и не такое пришлось повидать. После отказов выполнять различные работы не совместимые с моими должностными обязанностями, поступали угрозы, срезались премии. Обещалась тотальная слежка за мной во время работы и, тем не менее, ничто не мешало начальству просиживать рабочее время в барах, в походах и поездках на базары и прочие увеселительные мероприятия. Да и походы по барам нашим боссам, обремененным нелегкой ношей иногда невмоготу, так что приходится осуществлять туда поездки на служебных машинах. «Служебных», конечно, только по названию, в основном-то они используются в личных интересах начальства, а по работе это уже как получится. Часто возвращаясь с работы, приходится лицезреть, вылезающих из близлежащих баров начальничков, спешащих ровно в 5 ч. гордо отметиться своим присутствием на «любимом» предприятии. Может кого-то это и удивит, но для жителей нашего городка такая картина уже давно стала привычной. Махинации с талонами на бензин являются обычным делом, для наших боссов, ведь помимо служебных машин нужно же еще и заправлять свои личные. Да что там талоны на бензин! Ремонты, подготовка помещений для новых станций — неплохое подспорье для отмывания денег. В административном корпусе сделан шикарный евроремонт, как говорится, в стиле лучших домов Парижа и Лондона, угроханы огромные средства, а тем временем помещения у рабочих вряд ли отличишь от каких-то коровников. Во многих производственных помещениях не то что бы евро, а даже обычный поверхностный ремонт не проводился уже десятки лет. Видимо это является еще одним лишним поводом для начальства подчеркнуть свой привилегированный статус и напомнить рабочим об их положении обычного быдла.

Пользуясь своим положением, ничто не смущает начальничков в рабочее время принуждать рабочих сажать и убирать сельхозпродукцию на их дачах и приусадебных участках, строить различные хозпостройки, заборы, двухэтажные гаражи, и прочие «дембельские» работы. Иногда стройки чередуются и развалом, как например, произошло с директорской дачей. Дача была возведена, очевидно, еще в советские времена и, видимо, уже перестала соответствовать понятиям нашего директора о современном гламуре. Вот и пришлось нашим работягам ее сносить. Вобщем, создается впечатление, что руководство нашего филиала думает не о работе, а только о своем хозяйстве. Для многих рабочих эти «дембельские» задания стали уже вроде второй служебной обязанности, только туалеты чистить еще не «просили». Хотя был на моей памяти случай, когда после свадьбы у сына директора двоих рабочих все-таки «попросили» и данный вид работ осуществить в туалете банкетного зала. Вполне вероятно было много еще подобных случаев, просто о них сами рабочие предпочитают молчать. А эта тяга наших боссов к сельскому хозяйству? Ну, чем можно объяснить такое рвение наших «царьков», получающих, между прочим, не меньше министров, к выращиванию собственной сельхозпродукции? То ли это последствия глухой провинциальности, то ли дань моде, то ли уже какая-то генетическая предрасположенность, — другого объяснения тут не найдешь. А может этим людям лучше взяться за развитие аграрного сектора республики, если так уж к этому лежит душа, и не мучаться в телекоме, мешая другим работать.
Когда нас заставляли участвовать в проведении различных сварочных работ, как в городе, так и по всему району, которые вообще не имели отношения к моей специальности, я получил ожоги лица второй степени. Как всегда все замяли, и крайнего, конечно же, нашли — напарника, которому я помогал, хотя и для него сварочные работы не являлись его обязанностью, так как фактически, в то время он числился, монтером одного из сел. Лишь вспомню, как запрягали на заготовку дров начальству почти весь телеком скопом, аж до сих пор дурно. Благо дело в последнее время, после частичной газификации города эта проблема уже потеряла былую актуальность.
Но непроизводительные расходы предприятие несет не только от служебных злоупотреблений руководства, а и от так называемых «законных». К ним относятся, различные начисления «себе любимым»: премий, прогрессивок, прибавок к зарплате, и это несмотря на то, что зарплаты начальников итак, уже в несколько раз превышают зарплаты рабочих. Так, например, за развитие телефонии на основе CDMA (си ди эм эй) наш директор получил ни много ни мало — 13000 лей. Короче, сиди мэй и получай премии по 13000 лей. Это что же такое, интересно, развилось у нашего директора — аж на 13000!? В то время как некоторые рабочие, которые реально участвовали в развитии не получили ни шиша. Неудивительно, что потом все начинают дружно выть, что CDMA не оправдывает надежд. Какие уж там могут быть надежды с таким непроизводительным разбазариванием средств. Да, понятно, филиалы обладают финансовой автономией, но надо же соблюдать хоть какие-то рамки приличия.
Вобщем, тут перечислены только некоторые прелести телекомовской жизни, очевидцем которых был я лично, про истинные же масштабы коррупции и превышения служебных полномочий в нашем филиале можно только догадываться. Все запуганы, даже те, которые идут сейчас под сокращение, и боятся говорить открыто, чтобы не лишиться еще и того пособия, которое им обязаны выплатить по закону. И эти страхи не лишены оснований, так как угрозы подобного рода со стороны начальника отдела кадров в мой адрес уже поступили.
Не знаю, что происходит в других филиалах, но в нашем такая вот жизня. Думаю, соответствующие органы обратят внимание на эти факты, если у них, конечно, не происходит такой же беспредел.
Разговоры о дальнейшей волне сокращений уже давно стали «темой дня» в нашем филиале, и отнюдь не лишены оснований. Уже сейчас оказывается всяческое давление на монтеров сельской связи, с единственной целью — вынудить их добровольно увольняться из предприятия. Естественно, зачем лишний раз выплачивать пособия по сокращению, если есть еще множество других оригинальных способов избавиться от «лишних людей». Для начала сельских монтеров решили заставить каждый день приезжать из своих сел в районный центр Дондюшаны и тут работать. И вот, пришлось им теперь за свой счет добираться за 30-40 км до райцентра, искать ночлег в городе, ведь каждый день туда-сюда так особо не поездишь. А те, кто живет в близлежащих селах, вынуждены каждый день добираться в райцентр на велосипедах, причем не важно, дождь на улице или снег, ведь автомобиль имеет далеко не каждый, да и на бензин денег особо не напасешься. Логично было бы задать вопрос: может быть в Дондюшанах нехватает местных монтеров и нужно бы задуматься об увеличении штата рабочих? Да, как бы не так...
Все, намного проще. На самом деле, таким вот циничным способом администрация старается вынудить сельских монтеров, уходить из предприятия «по собственному желанию». И расчет боссов вполне логичен, ведь монтеры и так выполняют одну из самых тяжелых и грязных работ. Многие уже сейчас обслуживают по несколько сел, а то, каким образом монтер должен добираться из одного села в другое, и за какой счет, администрацию абсолютно не волнует. Нормы на количество обслуживаемых абонентов постоянно растут, поэтому большинство, даже не имеют полной ставки и работают на 0,5-0,7. У некоторых зарплата вообще составляет всего лишь около 1000 лей. Но и это еще не всё, для «полного счастья» их еще и заставили искать новых абонентов. Это уже просто без комментариев.
По данным коллег из других филиалов, там, к сожалению, происходит такой же беспредел. Тенденция к сокращению персонала наблюдается, даже несмотря на то, что количество абонентов «Модтелекома», и, соответственно, прибыль, непрерывно растет. И это только начало, в течение 2008 года сокращения обещают стать массовыми. Ведь хозяева не особо задумываются, что будет происходить с хотя и новой, но все же нуждающейся в обслуживании аппаратурой, с кабельным хозяйством, которое без должного внимания через несколько лет может привести к полной деградации и разрушению местных телефонных сетей. Если отрасль так и будет ориентирована на капитализацию прибыли, а не на потребности людей, то в средне и долгосрочной перспективе это обязательно скажется и на качестве телекоммуникационных услуг и, соответственно, на качестве экономического роста всей страны.
По этой же причине малоимущие, которых у нас в Молдове предостаточно, могут забыть о телефоне, ждать которого им, видимо, придется до второго пришествия Христа. Ведь власть интересует не обеспеченность людей связью и не создание рабочих мест, а только максимальная прибыль, причем сразу и побольше. Сегодня средняя телефонная плотность по республике составляет всего около 30%. И с такими темпами еще не одно десятилетие понадобится, чтобы достичь хотя бы среднеевропейского уровня, составляющего на сегодняшний день около 50%, не говоря уже о передовых странах с телефонной плотностью 80-90%.
Сокращения рабочего персонала, на самом деле, беда не только одного «Молдтелекома», такой беспредел происходит во всех сферах производства. Сверхэксплуатация оставшихся работников, реально не способствует развитию, а наоборот ведет к увеличению несчастных случаев, производственным простоям и, в конце концов, к кризисам производства.
Ну, допустим все модернизируется и останутся одни админаппараты для подсчета и дележа прибыли. Да откуда же она возьмется, если толпы безработных не смогут ни за что платить. Кто же будет приносить прибыль? Бомжи? К чему может привести дополнительное появление безработных, при том, что и сейчас их предостаточно? Да только к превращению страны в сплошной базар — перевалочную базу для низкокачественной продукции других государств.
Уже сегодня политика наших «мордернизаторов» вызвала повальное бегство из республики. Вся экономика держится на валютных поступлениях от гастарбайтеров из-за рубежа. Обнищание населения достигло крайней черты, толкая людей на крайности, вплоть до выхода на панель и продажи собственных внутренних органов. И этот беспредел будет продолжаться до тех пор, пока сами производители будут лишены возможности управления производством, пока целью производства будет не удовлетворение реальных нужд людей, а пошлая жажда прибыли.
В конце хотелось бы обратиться ко всем коллегам, ко всем трудящимся, занятым в процессе производства. Все в этом мире зависит от нас. А наши «царьки» будут наглеть настолько, насколько мы им это позволим.
К. В. — электромонтер IV категории, АО «Молдтелеком».
PS/ Говорят, как-то премьер-министр Василе Тарлев, повстречавшись в кулуарах власти с гендиректором АО «Молдтелеком», не вдаваясь слишком в особенности технологий и прочие аспекты, недвусмысленно намекнул, что при одном и том же количестве абонентов в 1 млн., штат в мобильной компании «Orange» составляет около 300 человек, а в АО «Молдтелеком» аж 7000. Так что, как у нас говорится: Партия сказала «надо» — комсомол ответил «есть»! Вперед и с песней под знаменем «мраксизма-воронизма»!