год: 2007
страна: Россия
режиссер: Алексей Балабанов (Брат, Мне не Больно)
сценарий: Алексей Балабанов
продюсер: Сергей Сельянов
оператор: Александр Симонов
жанр: драма
премьера (РФ) 14 июня 2007, «Наше Кино»
Ограничение по возрасту 21+
В главных ролях: Алексей Серебряков, Александр Баширов, Алена Фалалеева...
О чём?
СССР. 1984 год. Финал советской эпохи. Провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет. Виновные не обнаружены. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство. Виновный — хозяин дома. Оба расследования поручены капитану милиции Журову…
Неслучайный 1984 год. Мифический райцентр Ленинск — трубы коптят небо над синими куполами, из каждого второго окна ВИА «Ариэль» поет про край магнолий. Комический завкафедрой научного атеизма (Громов), засидевшись дотемна у брата-милиционера и решив все-таки ехать домой в Москву, глохнет на своем «запорожце» у деревни Каляево. Идет на свет — свет оказывается лампочкой над столом бывшего зэка (Серебряков), на зоне много читавшего Кампанеллу. За спиной хозяина маячат китаец Сунька и некто Журов (Полуян), которого все называют «начальник». Московский гость в ужасе давится самогоном, на вопрос хозяина, есть ли душа, робко отвечает: «Души нет, Алексей» — и ждет, когда его начнут убивать. Его в итоге не тронут. Чуть позже патлатый студент-фарцовщик (Бичевин) привезет с дискотеки Анжелику (Кузнецова), у которой жених — десантник, а папа — секретарь райкома, но это ей не поможет.
В то, что самый сильный из ныне действующих русских режиссеров когда-нибудь выйдет из спячки, в которую впал пару фильмов назад, скорее хотелось верить, чем действительно верилось. О «Жмурках» и «Мне не больно» что-то доброе можно было сказать лишь в силу нежного отношения к автору, в «Грузе» же Алексей Октябринович Балабанов снова поднимается в полный рост. Если совсем точно, он делает как Клинт Иствуд в «Непрощенном» — выходит, пошатываясь, в седло влезает с третьей попытки, первой парой выстрелов бьет не совсем туда, куда собирался, но потом фокусируется, и тут уж — кто не спрятался, сам виноват.
«Груз 200» на сегодня лучший фильм Балабанова. Он подминает под себя даже самого устойчивого и здравого зрителя, притом во многом именно потому, что Балабанов поначалу запинается и мычит. Первые пять минут думаешь, что Алексей Октябринович окончательно выдохся, вторые пятнадцать — что он, кажется, снял недурную черную комедию, а когда понимаешь, что на самом деле происходит, уже поздно включать защиту. Как герои вестерна, фильмов Такеси Китано (ну или своих собственных), Балабанов не тратит время на то, чтоб прицеливаться и вставать в позу: секунду назад ты снисходительно улыбался, секунду спустя — уже убит.
«Груз 200», мягко говоря, страшен, как смерть. Предыдущая русская картина, транслировавшая похожего рода монотонный примитивный ужас в такой концентрации, — 15-летней давности «Чекист» Александра Рогожкина. Коллега (у которого, к слову, любимый фильм — «Техасская резня бензопилой») на середине просмотра начал хватать ртом воздух и шептать: «Его же посадят». Посадят, не посадят, но вопросы задавать точно будут. Как «Брат» и «Про уродов и людей» — предыдущие серьезные высказывания Балабанова на тему русского характера, — «Груз 200» вызовет бесконечное число претензий морального толка, и трактовать его тоже можно до посинения. Самая очевидная цепочка — что Балабанов выводит советскую власть в виде маньяка, далее — что он ставит знак равенства между 1984-м и сегодняшним днем, тем самым в одиночку выходя против главенствующей сейчас в России идеологии позитивизма и радостного примирения с мертвым советским прошлым. Он идет и дальше — туда, где политическая аллегория заканчивается и начинается чистая бесовщина, обитель зла, территория, куда нормальные люди не ходят и куда Балабанов вступает со спокойствием человека, которому совсем нечего терять.
Самая очевидная претензия к «Грузу» — отсутствие в нем хоть какого-то, пусть самого минимального, пусть крохотного просвета. И правда: финал, где упомянутый преподаватель научного атеизма (которого вся происходящая в фильме история зацепила лишь самым краем) приходит в церковь покреститься, выглядит чудовищной издевкой. Но Балабанов (что хорошо видно на примере «Мне не больно») не утешитель и не мать Тереза. У него другая работа: он Ван Хельсинг — или, если угодно, отец Каррас из «Экзорциста». Его фильм — как осиновый кол, возможно, грубоватое, но, как показывает исторический опыт, единственное по-настоящему эффективное средство для примирения с прошлым, когда это прошлое — мертвец, упорно настаивающий на том, что он жив.
[off]добавлено спустя 3 минуты:[/off]
(с) забыла добавить)
тоже жду появления..может в Питер смотацца поглядеть?
Мда, фильмец не из легких, как всегда у Балабанова много стеба и аллегорий... Но все равно единственненое желание после просмотренного кина - бахнуть стакан водки.
Вывод: сильно, мощно, слабонервным и барышням лучше не смотреть.
Сильно, вся картина пропитана жутью..Мастерски А.Балабанов показал тварь под названием " человек ".. Жалко что в конце не поясняется дальнейшая судьба несчастной писюхи..
люди.. пеерсомтрел раза два.. про что этот фильм? в общем понял, что про оборотную сторону медали советской власти и жизни в тот период.. что мол и тогда были падонки и остались сейчас..
но почему называется "груз-200"? я тго понимаю, что так называли смертный груз, но я ожидал почему фильм именно про афган..
самый пиздец какой момент это когда этот сукин сын - мент говорит "жених приехал" и кидает труп её парня рядом с ней.. мля.. это жесть..
просто одно когда смотришь америкосовские или японские триллеры.. знаешь что это у них там!.. а тут пле.. те же херовые дороги, тот же спирт, лица русские.. и реально жутко...
но посмотрел я на одном сайте отзывы актеров.. так Ингеборга Дапкунайте (которая мне очень, как актриса нравится) говорить не могла.. говорить ей было очень тяжело после просмотра...
Но знаеш что самое ужасное, что эта тварь, заставила девочку лежать рядо с разлающимся трупом своего парня... У меня блин воображение поработало, грустно блин стало опять
Плюс с ещё одним трупом того отморозка...
я не понял.. а хули та тетка которая убила мента её не освободила?
Балабанов в очередной раз хотел показать равнодушие народа к чужой проблеме?