Да, преждевременный износ подшипников скольжения возможен в отсутствие смазки, однако это не умоляет их преимуществ.Подшипники скольжения склонны к истиранию и разбалансировке.
Принцип действия и спектр использования подшипников скольжения и качения различен.
В нашем случае, единственным преимуществом подшипников качения является отсутствие необходимости постоянного их обслуживания, если не считать их замены.
Обслуживание подшипников скольжения, это вынужденная мера, обусловленная отсутствием в большинстве таких подшипников специальных сальников для подачи смазки. Возможно, в дорогих изделиях, такие сальники есть, но вряд ли тот, кто может их купить будет думать о обслуживании.
(Замена масла в подшипниках скольжения может проводится не чаще одного раза в год для крупных вентиляторов и раз в полгода для мелких.)
Подшипники же качения разрушаются в независимости от наличия смазки, так как в большинстве случаев, сами подшипники качения используются закрытого типа, что делает невозможным их обслуживание.
Однако, нужно отметить, что износ такого подшипника и отсутствие смазки не приводит к остановке подшипника, а извещает о разрушении повышенным уровнем шума.
Так что, в результате, вместо очередной смазки вентилятора с подшипниками скольжения, приходится менять более дорогой вентилятор с подшипниками качения.
А если учесть, что стоимость вентиляторов отличается в разы, то...
"Правильные" подшипники скольжения работают так, что отсутствует соприкосновение его поверхностей скольжения между собой. Это обеспечивается тонким слоем смазки, который обволакивает поверхности скольжения. Это явление и обеспечивает подшипникам, работающим в нормальных условиях, значительный срок службы.