orto,
любовь - это проявление гуны страсти. По этим же причинам это не может быть и ненависть. Поэтому я предполагаю, что суть этого отношения - равнодушие.
Любовь это проявления гуны благости. Ощущение счастья не может быть без любви.
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Три гуны материальной природы
6
Гуна, благости, о безгрешный, которая чище других гун, озаряет живое существо светом знания и освобождает его от тяжелого груза греховных реакций. Те, кто находится в гуне благости, обусловлены ощущением счастья и знанием.
КОММЕНТАРИЙ Бхативенданты: Обусловленные живые существа делятся на несколько категорий. Одни из них наслаждаются ощущением счастья, другие активно действуют в материальном мире, а третьи чувствуют себя совершенно беспомощными. Все эти виды психологических состояний определяют положение обусловленного живого существа в царстве материальной природы. В этой главе "Бхагавад-гиты" пойдет речь о различных типах материальной обусловленности. Сначала Кришна рассказывает Арджуне о гуне благости. Тот, кто достиг уровня материальной благости, значительно расширяет свои познания, по сравнению с теми, кто обусловлен иначе. Человек в гуне благости гораздо меньше подвержен материальным страданиям, он осознает свои преимущества в знании перед другими людьми. Типичным примером людей в гуне благости являются брахманы. Причина счастья, которое испытывают такие люди, заключается в том, что, поднимаясь на уровень гуны благости, человек освобождается от груза греховных реакций. В Ведах говорится, что гуна благости дает людям гораздо больше знаний и счастья, чем другие материальные гуны.
Проблема в том, что находясь в гуне благости, живое существо осознает свое преимущество в знании, чувствует свое превосходство над другими людьми и таким образом обуславливается. Лучший пример тому философы и ученые. Все они гордятся своими познаниями и поскольку большинство из них живет в достатке, они испытывают своего рода материальное счастье. Это ощущение счастья в рамках обусловленной жизни привязывает их к гуне материальной благости. Они очень привязаны к деятельности в гуне благости, и пока у них существует эта привязанность, они будут вынуждены менять тела, оставаясь во власти гун материальной природы. Такие люди лишены возможности достичь освобождения и вернуться в духовный мир. Снова и снова рождаясь ученым, философом или поэтом, человек снова и снова испытывает страдания, которые приносят рождение и смерть. Но находясь во власти материальной энергии и пребывая в иллюзии, он тем не менее считает себя счастливым.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Карма-йога, деятельность в сознании Кришны
7
Чистая душа, которая, обуздав ум и чувства, с любовью и преданностью служит Господу, дорога всем, также как все дороги ей. Всегда занятый самой разнообразной деятельностью, такой человек никогда не запутывается в последствиях своих поступков.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Дхьяна-йога
29
Истинный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ-пребывающими во Мне. Воистину, человек, осознавший свою истинную сущность, видит Меня, неизменного Верховного Господа, повсюду.
КОММЕНТАРИЙ: Йог, находящийся в сознании Кришны, обладает совершенным видением, ибо видит, что Кришна, Верховный Господь, пребывает в сердце каждого живого существа как Сверхдуша (Параматма). Господь в аспекте Параматмы находится и в сердце собаки, и в сердце брахмана. Совершенный йог знает, что Господь вечно остается трансцендентным, и не испытывает на Себе влияния материальной энергии, когда находится в теле собаки или брахмана. Так Господь демонстрирует Свой высший нейтралитет. Индивидуальная душа также находится в сердце индивидуального живого существа, но не присутствует в сердце каждого из них. Таково различие между индивидуальной душой и Сверхдушой. Тот, кто не занимается йогой по-настоящему, не видит этого достаточно ясно. Человек, сознающий Кришну, видит Его и в сердце верующего /преданного/, и в сердце атеиста.
Относится ко всем одинаково это не значит быть равнодушным, но означает видеть во всех живых существах частичку Господа.
В БГ Господь говорит о том что все должны служить ему с преданностью и любовью, как можно служить ему с преданостю и любовью если мы будем равнодушно относилтся ко всем живым существам в которых он пребывает?
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
Природа, наслаждающийся и сознание
31
Когда разумный человек перестает видеть разницу между живыми существами, заключенные в разные виды материальных тел, но видит, как они распространяют себя повсюду, он достигает уровня осознания Брахмана.
Следующую цитату я повторю, я приводил её выше, но ты как-то её проигнорировал, а она мне кажется очень важной для понимания твоего вопроса, обрати внимание на фразу Христа, помоему она в чём-то похожа на цитаты из БГ которые мы обсуждаем. Так же обрати пожалуйста внимание на комментарий Бхактиваданты.
Матф.10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
Природа, наслаждающийся и сознание
8-13
Смирение, отсутствие ложной гордости, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, целеустремленность, самодисциплина, отрешенность от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; уравновешенность /спокойствие в счастье и горе /перед лицом/; непоколебимая, бескорыстная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте; отстраненность от людей, живущих в миру; признание важности самоосознания и философский поиск Абсолютной Истины-все это Я объявляю знанием, а что бы то ни было остальное суть неведение.
КОММЕНТАРИЙ Шрилы Бхактиведанты Свами: Отсутствие привязанности к жене, детям и семейному очагу вовсе не предполагает черствости и бездушия по отношению к ним. Это -естественные объекты нашей любви. Но когда /если же/ они становятся помехой /препятствием/ для духовного развития, от привязанности к ним необходимо избавиться. Метод сознания Кришны -лучший способ создания в доме /семье/ благоприятной обстановки. Если человек полностью развил в себе сознание Кришны, его семейная жизнь сложится счастливо.
И на последок приведу ещё одну цитату:
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Божественные и демонические натуры
1-3
Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Бесстрашие; чистота сознания ; развитие духовного знания; благотворительность; самообладание; совершение жертвоприношений; изучение Вед; совершение аскез; простота; ненасилие; правдивость; отсутствие гнева; самоотречение; спокойствие /умиротворенность/; отсутствие стремления искать недостатки в других; сострадание ко всем живым существам; отсутствие алчности; мягкость /доброта/; скромность; решимость; целеустремленность; всепрощение; стойкость; чистота; отсутствие зависти и стремления к почестям -таковы трансцендентные качества, которые присущи святым людям, обладающим божественной природой.
Как ты думаешь противоричит ли это высказывание Христианстким принципам?
Но даже если я и ошибусь, то это не страшно. Ты ведь меня поправишь, если что.
Да и я сам не против если ты меня поправишь если что, ошибиться может любой.
Kloperman,
На поле Куру Кришна призывает Арджуну вовсе не любить своих друзей и братьев, а убивать их, не задумываясь и не принимая близко к сердцу. Откуда же у тебя тут взялась любовь к врагам?
Про любовь к врагам как частицам Господа я говорил выше.
Почему Бог призывал Арджуну убивать не задумываясь, я попробую ответить.
Из Библии мы можем узнать о том что Бог неоднократно наказывал людей смертью, вспомним всемирный потоп и Ноя, Содом и Гомору, и грядущий Армагедон в Отковениях Иоана Богослова. В данном случае Арджуна выступает в роли орудия Божего. От него ничего не зависит, всё уже решено и предрешено, однако каждый должен делать то что предписанно его статусу, Арджуна – принц, ему предписанно править, он не может отказаться от сражения. К тому же убивая никто не может убить душу, а только тело. В каком-то смысле убийством он освободит души заблудших родствеников и они получат следующие рождение и шанс всё исправить.
Ниже я привёл несколько цитат, прошу прощения за очень длинный пост, но что поделать очень сложная тема.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Трансцендентное знание
7
Всякий раз, когда в материальном мире приходит в упадок религия /попираются религиозные принципы/ и торжествует безбожие, Я Сам нисхожу сюда, о потомок Бхараты.
8
Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я Сам нисхожу в материальный мир из века в век.
9
Тот, кто постиг трансцендентную природу Моего появления и Моих деяний, оставив тело, уже не никогда не родиться в материальном мире, но вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Божественные и демонические натуры
6
О сын Притхи, это мир населен двумя видами сотворенных живых существ. Одних называют праведниками, а других демонами. Я уже рассказал тебе о качествах полубогов, а теперь послушай о качествах, которыми обладают демоны.
7
Люди, олицетворяющие демоническое начало, не знают, что следует и чего не следует делать. Им не присущи ни чистота, ни надлежащее поведение, ни правдивость.
8
Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который бы управлял им /называют его ложным, не имеющим основы и Бога, который бы им управлял/. Они заявляют, что мир возник из полового влечения /покоится на/ и у мироздания нет иной причины, кроме вожделения.
9
Придерживаясь подобных взглядов, демоны, потерявшие себя и лишенные разума, занимаются неблагоприятной, отвратительной деятельностью, ведущей к разрушению материального мира.
10
Потакая неуемному вожделению, опьяненные гордостью, тщеславием и чувством ложного престижа, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, вечно занимаются нечистой деятельностью.
11-12
Они считают, что удовлетворение чувств является главной целью человеческой жизни. Поэтому до конца дней их снедают бесконечные страхи и трвоги. Опутанные сетью сотен и тысячей желаний, опьяненные вожделением и гневом, они всеми правдами и неправдами добывают деньги, чтобы с их помощью удовлетворять свои чувства.
13-15
Сегодня," -думает демон -"я получил очень большую прибыль, а осуществив свои замыслы, получу еще больше. Сейчас я владею огромным состоянием, которое в будущем лишь увеличится. Я убил одного из своих врагов, и со временем расправлюсь с остальными. Я хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг всего-совершенства, могущества и счастья. Я купаюсь в роскоши, окруженный знатными родственниками. В мире нет никого могущественнее и счастливее меня. Совершая жертвоприношения и раздавая пожертвования, я буду жить, радуясь и наслаждаясь". Так эти люди становятся жертвами собственного невежества.
16
Заполоненные тревогами и опутанные сетями иллюзорных представлений, демоны так сильно привязываются к чувственным удовольствиям, что в конце концов попадают в ад.
17
Самодовольные и всегда бесстыдные, опьяненные богатством и чувством ложного престижа, они, чтобы удовлетворить свое тщеславие, устраивают порою жертвоприношения, но делают это лишь для вида и не следуют никаким правилам и предписаниям.
18
Сбитые с толку влиянием ложного эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны враждебно /с завистью/ относятся к Верховной Личности Бога, Господу, который находится в их сердцах и в сердцах всех остальных живых существ, и порочат истинную религию.
19
Завистливых и злонравных, самых низких среди людей, Я навечно низвергаю в океан материальной жизни, в различные демонические формы жизни.
20
Снова и снова рождаясь среди демонов, о сын Кунти, такие люди не могут /лишены возможности/ приблизится ко Мне. Постепенно они деградируют в самые отвратительные формы существования.
21
Есть трое ворот, ведущих в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый человек должен изжить в себе эти пороки, ибо они губят душу.
22
Тот, кому удалось вырваться из трех врат ада, о сын Кунти, делает все, чтобы осознать свою истинную сущность и с течением времени достигает высшей цели.
23
Тот, кто, пренебрегая указаниями священных писаний, действует по собственному усмотрению, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели жизни.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Вселенская форма
31
О повелитель полубогов, наводящий страх одним Своим видом, пожалуйста, расскажи Мне, кто Ты такой. Будь милостив ко мне, склонившемуся к Твоим стопам. Ты -предвечный Господь, и я хочу знать, кто Ты и какова Твоя миссия.
32
Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Я -время, великий разрушитель миров, пришедший сюда для того, чтобы уничтожить всех людей. За исключением вас [Пандавов], всем воинам, собравшимся на поле битвы, суждено погибнуть в грядущем сражении.
33
Так восстань же. Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и наслаждайся /правь/ цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савьясачи, можешь быть лишь Моим орудием в этой битве.