Ленин не боялся партийной дискуссии, не боялся ярких людей рядом с собой. Можно все, что угодно, говорить по поводу этого человека. Но, с точки зрения "стиля руководства", это было действительно так. За это Ленин и пострадал. Именно яркие личности и довели его до политической и физической смерти. Но свой стиль он выдержал до конца.
После сразу же началась борьба ярких личностей, которая могла бы прикончить молодую советскую власть. Качества ярких личностей сулили правящему классу весьма серьезные неприятности. Так правящий класс заранее поеживался, воображая результаты политической победы того же Троцкого. Этой самой яркой из оставшихся личностей. Поэтому решено было выбрать личность, так сказать, со средней степенью яркости. Хотя Сталина никак нельзя назвать тусклой личностью. Но демонстрируемые им качества внушали политическому классу определенные иллюзии, что при этом вожде можно будет как-нибудь перебиться. Но вождь начал с того, что убрал все яркие личности. А затем стал разбираться с самим политическим классом, кусавшим губы по поводу ложности своих изначальных иллюзий.
Если яркость первого вождя (Ленина) принять за 1000 единиц, а яркость второго (Сталина) за 100 единиц, то надо признать, что второй вождь допустил к политическому функционированию только личности, которые по яркости составляли процентов десять от его собственной.
И когда Сталин умер, его преемником мог стать только один из оставшихся. А остались лишь кандидаты с минимальной яркостью. Отбор шел по тому же принципу, что и в предыдущем случае. Политическому классу не нужен был самый яркий (видимо, это был Берия). Они боялись этой яркости. В результате был выбран не самый яркий из имеющихся не слишком ярких политиков, а средний.
Этот третий лидер (Хрущев) также убрал всех, чья яркость составляла больше 10% его собственной. В итоге остались "окруженцы" с яркостью в 0, 5%. Из которых стали выбирать очередного вождя, когда ушел Хрущев. Опять самого яркого выбрать побоялись.
Выбрали умеренно яркого, то есть уже вполне тусклого. С яркостью, скажем так, в 0, 05%. Им оказался Брежнев. Он, опять же по традиции, вытоптал под себя политическую поляну. Оставив людей уже с яркостью в 0, 005%. (Не будем здесь рассматривать Андропова, потому что этот пример уведет нас достаточно далеко от существа данной логики. Скажем только, что он этой логике не противоречит.)
Когда умер Брежнев, выбрали Черненко. Фигуру с яркостью в 0, 001%. Тот не успел вытоптать свою политполяну...
Подобный принцип "негативных итераций" ведет к тому, что в пределе яркость стремится к нулю. Поэтому остается лишь удивляться тому, как долго система просуществовала в условиях дефицита ярких личностей.
К моменту прихода Горбачева уже был накоплен колоссальный самоликвидационный потенциал. Да и сам генсек был наглядной иллюстрацией того, что "на безрыбье и рак рыба". Его яркость была производной от тусклости вытоптанной поляны. И носила уже вполне выморочный характер.
Вывод таков: Брежнев - это звено в системе негативного отбора, причем во многом решающее. И политическая система, заданная в своем движении колеей негативного отбора, обречена.
...
http://content.mail.ru/
Принцип негативного отбора.История СССР
Модераторы: Neoxygen, gloom, MegaMax