Zer0 писал(а):Аркан - (французский arcane) Тайна...
Почти... Поясню... Аркан (Arcanum) это тайна, необходимая для познания определенной группы факторов, законов или принципов... тайна, без которой нельзя обойтись в ту пору, когда является потребность этого познания... тайна, доступная уму, достаточно пытливому в области этих познаний... В широком смысле под этот термин подойдут все научные положения, определяющие круг какой-либо практической деятельности...
Faust писал(а):Господа, а как вы относитесь к грядущему пробуждению Ктулху ?
К Ктулху ака Ктулу ака Цтулху???
Честно говоря никак…
да и как можно относиться к Эгрегору созданный рядом авторов, синтезируя его из мифологии…
И честно говоря это в не данной темы… хотя слабо-косвенное отношение может иметь, как пример созданного «религиозного вихря»…
Faust писал(а):Что за предания, когда и кем опубликованы ?
Насчет Тота, могу посоветовать ряд книг как Kore Kosmu, переведена Вальтером Скоттом, Hermetica, издание Оксфорд 1924, а также, у него есть перевод Corpus Hermeticum, книга X, A discourse of Hermes Trismegistus. The Key… другой перевод Corpus Hermeticum, A. J. Festugiere, издание Париж 1954… Poemander, перевод Доктора Everend, The living Pymander of Hermes Mercurius Trismegistus, Лондон 1884… Tabula Smaragdina, перевод R. Steele и D. W. Singer, in Proceedings of the Royal Society of Medicine XXI, 1928… другой перевод Изумрудной Скрижали… Julius Ruska, Heidelberg 1926…
А по поводу Хосарсифа ака Моисея, многие наверняка знают его Пятикнижие, но если ты Faust не знала, рад был помочь…
Про религиозные вихри Тота и Хосарсифа я расскажу позже и приведу пример схожести их них Преданий…
Faust писал(а):В каком месте оккультизм у тамплиеров... И о розенкрейцерах соответственно...
Источников достаточно и анализируя описанные данные могу сделать ниже следующий вывод… [off]хочу напомнить что я могу ошибаться и мнение мое порой может быть субъективной, хотя пытаюсь быть как можно более объективным, так что вы можете для уточнения обратиться к источникам…[/off] но сначала я приведу пару, наиболее древних из них, которых я имел великое счастье подержать в руках... Arthur Ludwich, Anecdota astrologica, Leipzig 1877... La correspondance inedite de Louis Claude de Saint-Martin, перевод E. B. Penny, Saint-Martin's Correspondence, Exeter, 1863... Joseph von Gorres, Die Christliche Mystik, пять томов, Regensburg 1836-1842... Decourcelle, Traite des symboles, Париж 1806... Louis Claude de Saint-Martin, Mon portrait historique et philosophique, 1789-1803, Париж 1961, а также у него работа подназванием Des Nombres, год и издательство я не помню... Hermetis Trismegistus Tractatus vere Aureus. Dominici Gnosti, Leipzig 1610…
Наиболее систематизирование исторические данные, вы можете найти в курсе профессора Григория Оттоновича Мёсебеса, читанном в Г.О.М. в 1911-1912 академическом году в Питере…
Наверняка существуют более новые издания этих публикаций, и скорее всего есть и переводы на русский язык...
Для пояснения религиозных вихрей ниже изложенных Учений, я прибегу к Каббалистической системе и буду использовать иероглифы из иврита, разделенные Учения имеют трехпланную систему метафизики, выработанную адептами этих Учений… Не буду влезать в объяснения этой системы, по данной теме литературы предостаточно…
как
Zer0 писал(а):тот кто ищет найдет...
Только поясню… Ментальные ядра этих Эгрегоров, в сущности, всегда сводились и сводятся к принципам Единой Первой Религии, проведенным в полном их комплексе или в частных группировках… Астральная часть Эгрегора порождается как комплекс формальных начал, в который облеклись упомянутые принципы… Материальная часть культа создается как физическое тело Эгрегора. Ее состав зависит от его астросома, так называемой душе, а также от питающей среды, в которую насаждена религия... Один и тот же Эгрегор может породить в разных странах различные культы…:paranoid:
На основании этих данных вы легко заключите, что насаждение религии можно отождествить с формацией коллективного религиозного вихря. Жизнедеятельность этого религиозного вихря в динамической своей части , конечно, символизируется рядом циклов Иод-Хе-Вау-Хе[off](иероглифы иврит)[/off]. Из этих циклов нам важнее всего первый, начинающийся с точки над Иод[off](символически иероглиф обозначает замкнутая система, иероглифом аркана служит указательный палец человека)[/off]… При этом не надо забывать, что религия, так сказать, воплощается с целью создать себе адептов, а потому в ней кроме Элементов динамического цикла Иод-Хе-Вау-Хе должен быть налицо некий таран Шин, так или иначе способный облегчить проникновение религии в физический план, ну в смысле привлечения адептов и удерживания уже привлеченных. Этот Шин как бы приманка для тех , кто только готов слиться, но еще не полностью слился с Эгрегором, и удерживающее начало для того, кто был бы пентаграмматически склонен порвать связь с Эгрегором... В конце концов выходит, что первый цикл религиозного вихря определяется формулой Иод-Хе-Шин-Вау-Хе и характеризуется как материализация, независимо полная или частичная, Единого Истинного Учения для спиритуализации жизни определенной среды…
Значение терминов первого цикла религиозного вихря дается следующей последовательностью… или проще говоря точки на графике…
а также которого, если хотите, можно назвать «планом религии»…
Точкой над Иод, то есть, начальный потенциал религиозного вихря формируется из мотивов порождения Эгрегора, обязательно бескорыстные в широком смысле этого слова… Элементами данного потенциала есть наличность построения Эгрегорических идей и форм… Имея сформированный потенциал религиозного вихря, прейдем непосредственно к циклу Иод-Хе-Шин-Вау-Хе… Начиная с Иод, его элементом выступает персона Учителя, который призван передавать метафизическое содержание Унитарной Философии, взятое частично или полностью...
и обладающий достаточной мистической и астральной власти путем умением приспособляться и понимать среду в которой оперирует…
Учитель приспосабливает Учение или Предание в зависимости от состояния среды, в которую насаждают религию, иначе говоря, местные условия… Элементом Хе [off](иероглифическое соответствие Дыхание)[/off] является подготовленность среды… Для того чтобы Учителя поддерживали адепты, и он смог удерживать и привлекать новых, ему необходимо иметь достаточный запас фактических данных или привлекательных астральных клише, проявляясь непосредственно как элемент Шин [off](иероглифом служит стрела в колебательном движении)[/off] религиозного цикла, обеспечивающий прозелитизм и гарантирующий от схизм и отпадений… Культ, как сын Эзотерического Унитаризма и оплодотворяемой им матери-среды позволит создать хороший состав Учеников, сгруппированных около Учителя. Это и будет элемент Вау [off](начертаниями иероглифа служит глаз и ухо)[/off]… И последний элемент религиозного цикла, второй Хе, формируется при наличии хорошего состава верующих, создающая заключительное звено первого цикла, объединяющее его в некоторое семейство и определяющее влияние всей Цепи адептов на наружный мир. Это звено можно назвать «политикой религии»…
О том, какова должна быть личность Учителя-Реализатора , вы имеете достаточное представление по историческим данным…
Подготовленность среды чаще всего определяется ее этическими, реже обусловливается материальными невзгодами, приведшими ее к сознанию потребности усовершенствования. У народов есть эпохи, в которые им становятся нестерпимыми их собственная порочность или их собственное невежество. Тогда они жаждут религиозного обновления и охотно пойдут навстречу Учителю…
Элемент Шин чаще всего сводится к осуществившимся пророчествам или так называемым чудесам Учителя и Учеников. Впрочем, иногда в определенной среде эти элементы успешно заменяются особенностями формы, в которой религия преподает Унитарную Философию, или даже содержанием самой философии. Эти случаи очень культурной среды обеспечивают надолго жизненность Эгрегора...
Ученики бывают двух категорий, первые, главные Ученики, так сказать апостолы доктрины, должны быть в совокупности носителями четырех Герметических типов, символически говоря, типу Орла как смелые мыслители, типу Льва проявляющие себя как горячие Кадоши, типу Человека применяющие логический расчет, предусмотрительность и осторожность, и конечно типу Тельца являющиеся прилежными тружениками…
Второстепенные Ученики в своем комплексе должны быть носителями активного элемента Иод - любви к метафизике вплоть до парадоксальности... пассивного элемента Хе - интуиции вплоть до крайней, почти истеричной сенситивности... андрогинного элемента Вау - умелой передачи симпатий к изучению и сноровки в его насаждении, вплоть до мании тенденциозного применения тех или других частных приемов... служебного элемента, второе Хе - дисциплины и применимости к этическим требованиям доктрины, вплоть до стремления к полному самопожертвованию...
Что же касается верующих, то должна быть определена возможность суждения об их способностях и психике настолько, чтобы вовремя брать из толпы в ученики всякого, кто возвысился над ее уровнем и пригоден к активному служению Эгрегору… Очень опасно не приближать к Посвятительному Центру те клеточки организма Цепи, энергия которых проявляется сознательно и с должной интенсивностью. Это так же опасно, как искусственно препятствовать току здоровой крови питать благороднейшие органы какого-либо индивидуума...
В заключение скажу о врагах религии и о характере козней этих врагов. Готовую или формирующуюся религию можно подрывать, также в трех планах… В ментальном плане религию губит подмесь схоластики в ее теологию… Это инволюция идейной части религии… В астральном плане религию подрывает примесь эстетических начал в ее формальный ритуал. Погоня за красотой символов подрывает их чистоту. Это есть инволюция форм ритуального обихода… В физическом плане религию подрывает примесь чувственных проявлений, санкционированных ее кодексом. Вспомните исторически подтверждаемую недолговечность культов, поощрявших чувственные проявления на религиозных празднествах…
Ну что ж, перейдем непосредственно к истории… Точкой над элементом Иод схемы Тамплиерского Эгрегора послужил идеал совершенного мирового, уравновешенного во всех планах, всюду устанавливающего проникновение плотного тонким государства. В этом государстве высший Инфлукс должен был исходить из области Мистической Власти, оживлять Власть Астральную, просвещать и направлять Власть Реализационную, создавая при помощи последней благоденствие, счастье, возможность эволютивной работы, спасения всем слоям общества, независимо от национальности индивидуумов, но со строгим учетом обычного права каждой местности и потребностей отдельных народностей. Сюда входило все… и мечты об уничтожении злоупотреблений, порожденных политикой Папского Престола… и исправление нравов высших и низших каст… и усиление промышленности и торговли всего мира… и устранение лишней траты энергии на те роды борьбы между народностями, кастами или отдельными индивидуумами, которые можно считать возникающими лишь по невежеству или взаимному непониманию борющихся сторон… Словом, это были мечты о Царствии Божьем на земле… мечты сознательных умов, закаленных в рыцарстве душ, надеявшихся найти хорошие опорные точки в своих здоровых телах и реализованном честным трудом богатстве…
Элементом Иод Тамплиерского Учения служила Наука Гермеса Трисмегиста, растворенная в здоровом потоке гностических интерпретаций… Первым Хе Тамплиерства, являлась среда Крестоносцев, доставлявшая в адепты новому Эгрегору способнейшие, сильнейшие, чистейшие и воодушевленнейшие свои элементы… Элементом Шин нового течения явилась красота, привлекательность Власти и Могущества будущих адептов во всех планах и соблазнительная перспектива применения этого могущества к реализации того, чем дорожил в мыслях общим или частным образом каждый отдельный член Цепи… Элементом Вау у Тамплиеров явилось то, что ныне называют культом Бафомета, Слово Baphomet, прочитанное каббалистически справа налево, является результатом своеобразного применения приема Notarikon к фразе «templi omnium hominum pacis abbas», что в переводе значит: «аббат (или отец) храма мира (для) всех людей»… Под этим термином Тамплиеры разумели Универсальный Инструмент реализации своих стремлений. Таким Универсальным Инструментом оказались для них астральные вихри волевых импульсов Цепи, и вот почему символическая статуя Бафомета, игравшая столь важную роль в тайных церемониях тамплиеров, представляла собою пантакль Астрального Вихря Nahash… Вторым Хе Тамплиерства была политика теократического характера, при наличии традиционного применения иерархического закона и принципа законченной централизации, Командорства группировались в Приораты... последние сплачивались в Великие Приораты, группы Великих Приоратов объединялись в так называемые Языки [off](национальности, говорящие на одном языке)[/off], а над всеми Языками стоял Гроссмейстер, управляемый в применениях своей пентаграмматической власти лишь общим девизом Тамплиерства «Милосердие и Знание»… Вот на каких устоях образовался орден 1118-м году... Вы наверняка знаете о его уничтожении Папской Буллой в 1312-м году и о предшествовшей этому уничтожению трагической кончине Гроссмейстера Моле и его ближайших сотрудников 13-го Октября 1307 году…
Вы хорошо знаете из истории, что мощные элементы Иод и Хе Тамплиеровского Эгрегора, наряду с его привлекательным Шин, привели Орден к процветанию во всех планах и что, когда понадобилось сгубить орден, то его враги, руководимые трепетом перед магическою властью Цепи и завистью к ее богатству в материальном плане [off](обширная территория поместий храмовников)[/off], избрали оружием клевету, обрушились на Вау Эгрегора, обвинили рыцарей в занятиях черной магией, пытались уличить их в устройстве оргий, якобы сопровождавших церемонии Бафомета, и при помощи целой сети интриг достигли своей цели в физическом плане...
Но появляется вопрос, куда делись остатки Рыцарей-Храмовников?
Кто рискнул приютить их, и побрататься с ними?
Для ответа на этот вопрос мне придется напомнить вам, что параллельно возникновению Тамплиерства в Европе шло оформление и укрепление двух течений: одно из них герметическое, которое стремилось к реализации Великого Делания... другое готическое строительство, или Вольное Каменщичество, проводило культ труда и хранение традиционного символизма в архитектуре… Эти два течения, естественно сближаясь, породили товарищества, составленные из обоих элементов, тружеников ментального плана и тружеников физического… связующим звеном, конечно, явился астральный план - мир традиционных Посвятительных символов, оживляемых работой герметистов и коагулируемых в телесную форму работой Каменщиков...
Вот эти-то Вольные Каменщики, официально признанные Римом в 1277 году, и решились после разгрома Ордена Тамплиеров признать братьями бежавших рыцарей, очутившихся таким образом в роли «Macons acceptes»...
Я говорил о рыцарях... Но вы меня спросите, куда делся и что сделал Астросом цепи - ее мощный Эгрегор…
Свойства могучих эгрегоров обусловливают для них возможность самоочищения и самосовершенствования в астральном плане в ту пору, когда они почти не владеют опорными точками в физическом… Можно сказать, что оболочки этих эгрегоров, наращенные ошибками их адептов в физическом плане, растворяются или утончаются, давая возможность свету из ядра выходить с большей интенсивностью… Эта возможность самосовершенствования принадлежит, выражаясь сообразно нашей схеме, лишь Эгрегорам с очень отчетливой верхней точкой и с ярко очерченной замкнутой системой мощного Иод...
Эгрегор тамплиеров очищался в астрале немного больше семидесяти или восьмидесяти лет и затем породил на Земле коллективность, которой мы дадим условное наименование «Розенкрейцерства первичного типа»…
Я не навязываю вам веру в существование Братства, якобы основанного Christian'ом Rosenkreuz (1378—1484) составленным из небольшого количества мистиков-девственнвков… я только хочу отстаивать тезис факта отчетливого образования в астрале формальной стороны тех идеалов и тех путей совершенствования, о которых трактует знаменитая Fama Fraternitatis Rosae + Crucis…
Раз эти идеалы зарегистрированы в форме определенного кодекса, я имею право констатировать самый факт пробуждения Эгрегора в эпоху, значительно предшествовавшую самой регистрации...
Но в каком виде нам должен представиться Эгрегор первичного Розенкрейцерства по упомянутому сочинению, а также по Confessio Fidei R + С? — Ясно видно, что этот мощный Эгрегор притянул к себе флюиды трех широких богатых потоков Истины: Гностицизма, Каббалы и Герметизма Алхимической Школы...
Верхней точкой видоизменения Тамплиерского Эгрегора явился идеал Теургического Делания Царства Elias Artista вместе с твердой верой в наступление такого Царства в грядущем... Но что же это за Elias Artista? При чем здесь Илия и причем Искусство?
Илия и Енох, по Библии, являются символами чего-то такого, что берется живым на небо... Но естественным путем в Эмпиреи метафизики течет лишь то, что мы именуем Абсолютной Истиной... Минорные Арканы Книги Бытия Еноха входят в разряд таковых потоков... Илия - это как бы конкретизированное, уплотненное отображение Еноха. Илия к нам ближе: оттого «Elias», а не «Enoch»...
Но какой это Илия; какими путями поведет он нас к минорным арканам, к Розенкрейцерской Реинтеграции? Неужели путем блаженных, путем бесхитростных сердец, путем непросвещенных, но бесконечно просто верующих «Христа ради» юродивых?
Нет, наш Эгрегор занимался не этой счастливой, но редко встречающейся категорией людей... Он имел в виду спасение тех, кто успел вкусить Науки и кто не может отказаться от высоких наслаждений, ею даруемых... Розенкрейцеровский Elias ведет своих адептов к минорным арканам путем кропотливого, искусного анализа мажорных... он ухищряется, он комбинирует... он заслуживает название Artista...
Мощный Иод, которым он оплодотворяет своих адептов, отобразился бессмертным символом Креста-Розы... В какую рамку вы ни посадите этот символ, какими обертонами вы ни снабдите его основную мелодию, он был, есть и будет тем же в центральной его части... Крест, символ пути самоотвержения, безграничного альтруизма, неограниченной покорности Законам Вышнего, представляет один из его полюсов... Роза Гермеса, соблазнительно благоухающий символ Науки, гордого своей трехпланной законченностью, обвивает этот Крест... Ознакомившиеся с ним могут носить Крест, но не в силах оторвать от него Розу... Пусть ее шипы колят ученых, они не перестанут наслаждаться ее ароматом... Роза - второй полюс бинера...
Задачей Розенкрейцера является нейтрализация этого бинера... Адепт Розенкрейцерства должен собственной персоной нейтрализовать Самопожертвование и Науку... совместить их в себе, заставить служить одному идеалу, уподобиться третьему символу, помещенному в рассматриваемом пантакле у подножия Креста и Розы... Там сидит Пеликан с широко распростертыми крыльями, собственным мясом и кровью кормящий своих птенцов в порыве родительского Самопожертвования, но... птенцы Пеликана различного цвета. В первоначальной схеме пантакля их три, в позднейшей схеме там их семь... Они фигурируют три Первичных Причинности или семь Вторичных, в последнем случае им придают планетные цвета... Материнский порыв уравновешен Наукой цветов: мать знает, что надо различно обращаться с различными птенцами, она вкусила науки, она применяется... Вот Иод медитации истинного Розенкрейцера...
Первым Хе этого Розенкрейцерства, конечно, явилась среда весьма немногочисленных избранных натур, склонных к совмещению мистицизма с тонкими интеллектуальными стремлениями... Элементом Шин первичного Розенкрейцерства следует поставить некоторое самообожание, натурально вытекавшее из привычки считать самого себя «избранным сосудом»... Адептов Учения и кандидатов в адепты было так мало, что упомянутый элемент напрашивался сам собой. Его поддержке способствовали строгие правила жизни, диктуемые Розенкрейцеровской моралью... Место культа Вау заняла медитация символов, в особенности Великого Пантакля Креста и Розы, и, отчасти, мистические церемонии в периодических общих собраниях Розенкрейцеров...
Вторым Хе Школы явилась политика тайны личностей самих Розенкрейцеров при стремлении анонимно реализовать все то, что совесть адептов считала способствующим прогрессу Человечества, как в сфере этической, так и в сфере интеллектуальной. На этом втором Хе мы видим оболочки Тамплиерства, не успевшие раствориться в чистом астрале... Видна ненависть к Римской Церкви, доходящая до формального порождения элементов Протестантизма (в « Fama Fraternitatis» и в «Confessio» Папа приравнивается антихристу; признаются только два Таинства и тому подобное)... Уж конечно, резкие проявления против Рима следует признать отображением астральной мести Клименту V.
Первичное Розенкрейцерство не могло или не могло бы считать в своих рядах много адептов: слишком много надо было совмещать в себе противоположных черт, чтобы идти к его идеалам, не отрываясь от им же выработанной формы... Оно в XVI- м столетни плавно порождает то течение, которое мы позволим себе назвать «Вторичным Розенкрейцерством»... Если первое обозвать «Розенкрейцерством для немногих избранных», то второе заслуживает названия «Розенкрейцерства для всех сознательных», если первое навязывало тиранически своим адептам определенные формы путей самосовершенствования, то второе отличалось крайней терпимостью во всех областях, доступных уму и сердцу...
Верхняя точка над Иод и самый элемент Иод остались прежними... Заметно переменилось первое Хе. Среда, оплодотворявшаяся Розенкрейцерскими идеями в XVI, XVII и отчасти в ХVIII столетиях, представляла собой агрегат энциклопедистов в самом широком и самом хорошем смысле этого слова. Требовались только многогранность в интеллектуальных стремлениях, способность к научной спекуляции, широта взглядов и преданность идее добра. Сюда попадали и натуры высокомистические, и завзятые пантеисты, и люди практических стремлений... Но, повторяю, брались лишь люди недюжинные по уму и эрудиции, обладающие личной волей и определенностью во взглядах на грядущее Человечество...
Составом элемента Шин Вторичного Розенкрейцерства я не буду делиться с читателями из личных побуждений...
Элементом Вау явился определенный в общих чертах, но различающийся в различных школах ритуал Посвящения членов Цепи в степени Розенкрейцерства, ритуальные же формальности общих собраний Верховных Учительских Советов той или другой ветви Эгрегора, если хотите, сюда можно отнести и приемы астральной переработки и тренировки личности, присоединившиеся к основному процессу медитации и заимствованные по большей части у разных восточных школ...
Вторым Хе исследуемой Системы сделалась особая политика воздействия на общество, сначала чисто этического характера, а в дальнейшем, и сильно реализационного... Отделы и подотделы Вторичного Розенкрейцерства имели разные политические девизы в различные эпохи... Эти девизы касались ближайшей важнейшей политической или религиозной реформы... Но Тамплиерский Эгрегор, носитель назидательного клише падения цепи Якова Моле в физическом плане, вибрировал на осторожность каждый раз, как Розенкрейцерство собиралось сделать тот или другой решительный шаг, и внушал его адептам схемы наивернейшего и безопаснейшего пути влияния на общество. Результатом одной из этих вибраций явилось основание так называемого «Масонского Ордена»...
Тонкий астрал Розенкрейцерства, весьма пригодный для Учительства, мог бы запутаться в решении вопросов практического характера, мог бы проявить недостаток такта в области жонглирования житейскими условиями, мог бы пострадать по существу от непосредственного столкновения с мелочами повседневной жизни. И вот, создается телесная оболочка, душой которой будет Розенкрейцерство, но которая закалена в житейских делах и не боится черной работы... Эта оболочка и есть Масонство, точнее я разумею правоверное Масонство Шотландского ритуала с этико-герметической интерпретацией Традиционного Символизма. Оно будет хранить самые символы, поддерживать в своей среде и в публике уважение к самим символам и их интерпретаторам, то есть Розенкрейцерам, и, базируясь на этом уважении, внушать всем и каждому, что добрый пример относительной чистоты масонских нравов имеет исходной точкой самое содержание Посвятительных Учений... Масоны будут проводить на практике соответствующие эпохе девизы Розенкрейцеров и прикрывать последних своими персонами от могущих последовать несчастий, невзгод и недоброжелательства в физическом плане...
Основатели Масонства, среди которых наивиднейшее место занимает Elias Ashmole (1617—1692), искусно делают сколок с системы степеней Вольного Каменщичества и кладут его в основу трех первых, так называемых символических степеней Масонского Посвящения. Это приспособление начинается в 1646 году, а в 1717-м мы уже имеем дело с вполне организованной системой Шотландских Масонских Капитулов. Масонство становится необходимостью для Розенкрейцеровского Иллюминизма, и самая политика его второго Хе получает название масонской, сохранившееся за ней и доселе... Эффекты достижения реализации политических девизов Иллюминизма получают название масонских coups de canon. Кстати сказать, такими coups de canon считаются религиозная реформа Лютера и Кальвина и политическая реформа освобождения Соединенных Штатов от Британской зависимости (Lafayette и его масонское офицерство)... Масоны тем более нужны Розенкрейцерам всех типов, что последние часто разыскивают в их среде лиц, достойных Посвящения в Христианский Иллюминизм...
Но всякая медаль имеет свою оборотную сторону... Пока Масонство составляло в действительности покорную Розенкрейцерству организацию, пока оно признавало начало Преемственности Иерархии, все шло хорошо и масоны выполняли свое назначение... Как только отдельные ветви Масонства, как я уже писал ранее в предшествующем посте, стали увлекаться расширением значения выборно-представительного начала в управлении в ущерб началу традиционно-иерархическому, так сейчас же масонские реализации начали менять свой эволютивный характер почти на революционный. Поворотным моментом в этом направлении явилась масонская революция Лакорна и его приверженцев в 1773 году, отделившая от правоверного масонства ассоциацию, известную нам под именем «Grand Orient de France»...
Я не собираемся заниматься полной историей масонства, а потому в беглом своем обзоре перескочу в конец XVIII-гo столетия, чтобы анализировать одно из живых доныне течений тогдашнего Христианского Иллюминизма...
Около 1760 года знаменитый Martines de Pasqualis (или Pasqually) основывает Братство «отборных священнослужителей» (Elus Cohens) с девятистепенной Иерархией... старшие три степени оставались Розенкрейцерские. Школа Мартинеца явялось магико-теургическая, с сильным преобладанием чисто магических приемов... Любимые ученики Мартинеца вносят после его смерти изменения в характер работы его цепи... Willaimooz вносит масонский колорит, а известный писатель Claude de Saint-Martin (le Phil... Inc.) перерабатывает школу на мистико-теургический лад, предпочитая, в противоположность Виллармозу, Вольное Посвящение устройству масонских лож... Влияние de Saint-Martin берет верх и порождает течение, называемое «Мартинизмом». Эгрегор первоначального Мартинизма, имевшего свое масонство и прочно инкарнировавшегося во всех Государствах Европы [off](о Мартинизме в России смотрите книгу Лонгинова «Новиков и Московские Мартинисты». Москва 1867)[/off], составлен приблизительно по следующей схеме: Верхняя точка над Иод - примирение с самим собой в этической области... Элементом Иод составляет спиритуалистическая философия сочинений de Saint-Martin, несколько варьировавшая в разные периоды его жизни... Первое Хе была среда очень чистых и бескорыстных людей, более или менее мистически настроенных и склонных ко всякого рода филантропической деятельности... Элемента Шин, собственно, не было, вероятно в зависимости от характера первого Хе... Чистые идеалисты не нуждаются в приманках, раз их ведут к внутреннему примирению с совестью... Элемент Вау сводился к очень простому ритуалу молитвы и церемонии Посвящения, отличавшемуся крайней простотой... У масонов из мартинистов ритуал имел большое значение и подчас отличался даже пышностью, но я здесь характеризую мартинизм сам по себе, независимо от разновидностей масонских его привесков... Все в мартинизме било на медитацию, на создание homme de desir, а не на магическую обстановку, как в «мартинизме» и в «виллермозизме»... Вторым Хе старого мартинизма служили филантропические порывы его членов, непоказная помощь неимущим и удрученным, отсутствие желания кривить душой при столкновении с внешними влияниями и род устойчивой скромности, сильно импонировавший всем слоям современного мартинизму общества... Мартинистское Посвящение в период Первой Империи и последующие эпохи вплоть до 80-х годов XIX-го столетия передается очень тонкой струйкой, но, зато насчитывает в своих рядах весьма почтенных особ (Chaptal, Delaage, Constant)... В 80-х годах хорошо известная личность Станислава Гюайта (Stanislas de Guaita) затевает попытки обновления эзотерического течения и создает так называемый «Каббалистический Орден Креста + Розы» (Ordre Kabbalistique de la Rose + Croix) по следующей схеме: Точка над Иод - примирение Академической официальной Науки с Комплексом эзотерических учений, доступных нашему времени, в целях плодотворной совместной работы представителей обоих течений... Иод - синтез всех доступных нашим изысканиям Традиций плюс совокупность экспериментальных приемов, возникших в новейшие времена и сильно облегчающих многие пути исследования...
К сожалению, первым Хе школы Гюайта оказалась среда опять-таки энциклопедистов, но энциклопедистов-неудачников... В нашу эпоху люди способные быстро подвигаются по своей специальности и часто не имеют времени развиваться разносторонне, люди же, разочаровавшиеся в своей специальной карьере, иногда толкаются в энциклопедизм этой самой разочарованностью, позволяющей им несколько разбрасываться в занятиях и казаться поверхностному наблюдателю многогранными интеллектуалами, как бы схожими в этом с прежними Розенкрейцерами...
Элементом Шин нового эгрегора являлась соблазнительная для неудачников перспектива равноправности с признанными светилами академической науки в силу своих Розенкрейцерских привилегий... Элементом Вау оказалась работа переиздания, перевода и комментирования классических сочинений по оккультизму, успевших к этому времени сделаться библиографическими редкостями, почти недоступными по цене даже зажиточному обывателю... В этом отношении Парижские Розенкрейцеры принесли много пользы любителям оккультизма и заслуживают величайшей благодарности со стороны всех чтящих великие памятники Традиций...
Неудачнейшим элементом системы оказалось второе Хе, сводившееся к оппортунистической политике заигрывания с университетским миром в целях скорейшего сближения... Изложение традиционных тезисов скрашивалось фиоритурами под тон новейших научных сочинений и от этого не выигрывало. Самая погоня некоторых Розенкрейцеров за одобрением представителей официальной науки, разумеется, не возвысила их достоинства. Попытки части школы смягчить тезисы Розенкрейцерства из боязни слишком поссориться с Римскою Церковью привели к расколу в самой школе (отпадение Peladan)... В общем, уже при Гюайта выяснилось, что дело обстоит неважно. Тогда попробовали сблизиться с масонством, что, исказив цели Школы, довершило ее упадок... Она существует и в наши дни, но далека от процветания...
Параллельно с образованием Каббалистического Ордена Креста + Розы Гюайта осуществил попытку возрождения в широких размерах посвятительного течения, рассмотренного нами под именем Мартинизма... Нео-Мартинизм Гюайта далеко не тождествен упомянутому течению, но он заимствовал из него ритуальную сторону посвящения и базировал свой символизм на развитии ритуала... Идеалы Claude de Saint-Martin и самый процесс порождения так называемых Hommes de desir не могли улыбаться энергичному Гюайта, слишком склонному к реализациям, чтобы допустить идею добровольной остановки кого бы то ни было на цикле намагничивания среды... В сочинениях Станислава Гуайта часто даже проглядывает ироническое отношение к подобного рода остановкам. Квази-возрожденный Эгрегор Мартинеца был переработан по схеме, которая могла бы доставлять Ордену Креста + Розы адептов выбором наиспособнейших... Ввиду самих целей Ордена Креста + Розы пришлось в эту схему ввести как можно больше элементов терпимости в области догматизма...
Точкой над Иод новой схемы по-прежнему остался формальный девиз этического примирения человека с самим собой... Выбор элемента Иод оказался предоставленным свободной воле каждого члена нео-мартинистского течения. Конечно, при этом сочинения Claude de Saint-Martin формально сохранили свою роль путеводной нити... Элементом Хе вследствие выбора Иод'a оказались самые разнокалиберные и разнотонные кружки... Сюда попали и утомленные религиозным искательством, и разочарованные в академической науке, и просто любопытные и жаждущие подобия масонства, но не сумевшие попасть в другие ассоциации, и честолюбцы на поприще соискательства внешних признаков мистической власти, и любителя бесед на оккультные темы в многолюдных кружках, и истерички [off](так они упомянуты в литературе)[/off] (Орден допускает и женщин), всегда склонные к вступлению в ассоциации, окружающие себя элементом тайны, и, наконец, твердо сознающие, что для них лучше неровная ученическая цепь, нежели полное отсутствие эгрегорической поддержки... Так как Крест + Роза для принята в свою цепь ставили и ставят необходимым условием прохождение кандидатами трех степеней нео-мартинизма, то в числе представителей последнего всегда оказывалось в наличии несколько человек, достойных стать учителями неровной цепи Мартинистских Hommes de desir и надлежащим образом направлять разработки их способностей, что и следует считать основой живучести Ордена, после Гюайта заметно разросшегося и доныне насчитывающего большое число адептов...
Вследствие разнообразия в тенденциях и степени этического развития членов Цепи Мартинистов элементом Шин являются разнообразнейшие же приманки... Одного привлекает ритуал, другого - солидарность со звеньями Цепи, третьего - возможность расширения эзотерического развития, четвертого - чистота преемственности власти в цепи Martines de Pasqualis и так далее...
Элементом Вау, помимо объединяющих мартинистов церемоний мистического характера, является обязательная медитация на определенные темы и облегчающие эту медитацию рефераты Учителей на Посвятительные темы...
Вторым Хе является довольно-таки пассивная политика выжидания фаз этического совершенствования общества и воздействие на таковое хороших примеров жизни по совести... Конечно, нельзя категорически утверждать, что ни один мартинистский кружок не присоединяет к этой политике более активного элемента филантропического или иного характера... Но это, повторяю, частные явления, и я не решаюсь их вводить в рамку анализа эгрегорических начал...
Я избавлю слушателей от детального анализа других современных течений, но позволю себе привести названия тайных обществ или орденов, с членами которых могут встретиться при тех или других обстоятельствах мои почтенные слушатели... Не перечисляя масонских ритуалов, я обращу ваше внимание на Правоверный Шотландский (33 степени), Мемфисский (97 степеней), Мисраим (96 степеней), французский (7 степеней), Орден немецких Иллюминатов (филантропия и национальная политика), близко подходящий по конструктивной схеме к масонским, на Азиатских Розенкрейцеров (солидное знакомство с эзотеризмом и смелая интернациональная политика), на Английскую Rosa Crux Esoterica (изучение эзотеризма и весьма строго проведенный Розенкрейцерский ритуал), и, наконец, на существование многих кружков более или менее Розенкрейцерского типа, из которых одни не стоит называть по ничтожности их значения, а другие не позволительно перечислять, вследствие их категорически высказанного желания не быть упоминаемыми в печати и не снимать с себя завесы Строгой тайны... Братства этого типа называют себя в переписке не иначе, как инициалами, и никому не открывают имен своих вождей...
Под конец добавлю, что за последние почти сто лет, члены весьма сильных масонских лож, искушенные своей реализационной властью, перешли на Темную Сторону и натворили разных дел...
Для статистики приведу пример, в США более четырех миллионов наиболее влиятельных людей состоят в масонских ложах, а в Англии каждый шестой полицейский...
Ну и на последок, Zer0, три вопроса, пока я буду готовить материал про Тота и Хосарсифа:
Первый, Почему Христа изображают распятым на кресте?..
Второй, Что, такое Символизм, в твоем понимании?..
Третий, Secretum, Arcanum и Mysterum общее значение этих слов Тайна... В чем разница этих слов?..
С уважением…