A Teacher Wrote This Movie - о фильме "187"

Модераторы: Варонка, ТиМуР

Ответить
Аватара пользователя
Sophia
Продвинутый
Сообщения: 295
Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 15:47
Контактная информация:

A Teacher Wrote This Movie - о фильме "187"

Сообщение Sophia »

"187"
1997. США. 119минут.
Жанр: драма.
Режиссер: Кевин Рейнольдс.
Сценарий: Скотт Ягеманн.
В главных ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Клифтон Коллинз младший.
В ролях: Джон Хёрд, Келли Роуан, Тони Плана, Карина Арояве, Лобо Себастиан, Джек Келер.

Это ни в коем случае не рецензия. Это размышления об увиденном в картине и чуть-чуть о самой картине.

Так уж повелось, что фильмы об американских школах вылились для меня в отдельный жанр кинематографа. Обчно, картины на тему педагокики, мне попадались двух видов: перевоспитание трудных подростков и комедии о жизни школьников и учащихся коледжей (университетов). Все эти фильмы объединяла мысль о спасительном характере педагокики, о геройском труде преподавателей, о том, что "стоит постараться и ты обязательно станешь человеком". Финалы, как можно догадаться, тоже похожи: трудные становятся сильными, вылазят из своих трущоб и комплексов, забияки понимают, что не стоит травить тех, кто не похож на тебя. Красивые мысли, жизнеутверждающие. Дети несчастные. Педагог - посланник Бога. Ученье - свет. И вообще, все у всех будет хорошо.

Картина "187" - тоже о педагогике, об отношениях учитель-ученик. Но только ли?
Для меня, эта картина о противоборстве миров. Мир учителя Трэвора Гарфилда (Сэмюэль Ли Джексон) против школьной и судебной системы. Мир ученика Сезара Санчеса ( Клифтон Коллинз Младший) против мира его учителя. Мир ученицы Риты Мартинез, оказавшийся между миров учителя Джи и преподавателя истории Дэйва Чалдерса. И еще многие и многие миры, которые сопрекасаются, разбиваются, ломаются, рушаться и воскресают.

Это первая из "школьных" картин, которая заставила меня задуматься не только о жестокости мира подростков, а мир этот жесток как в сытом и престижном Гарварде, так и в школе для малолетних преступников, какого-нибудь Гарлема, но и о том, что жестокость простирается на все отношения, а не только между учениками. И не только преподаватели "заваливают" и издеваются над учениками.

"187" - это картина о беззащитности учителя перед учеником. Уж не знаю, так ли просто на самом деле подать в суд на учителя, но в картине - это один из красных флажков. "Я тебя засужу!", - кричит зарвавшийся ученик, только что угрожавший учителю. "Я не могу позволить себе еще один иск на 25 миллионов, поэтому, пока у вас нет четких доказательств, я не позволю проводить обыск в шкафчиках учеников", - отвечает директор затравленному учителю.

Не умеющий итать и писать Сезар, Бенни, находящийся под домашним арестом, их дружки, продолжают размахивать флажком и угрожать учителю и его коллеге, преподавателю информатики, хрупкой женщине: "Что вы мне сделаете? Вы не можете позволить себе потерять эту работу!" И учителя, все еще не потерявшие надежду достучаться до того хорошего, что осталось в этих парнях, продолжают терпеть и продолжают свои попытки. Но какое бы ни было у них призвание, как бы не любили они свою работу, а речь в фильме именно о таких учителях, они остаются всего лишь людьми.

Мистер Джи преподавал 7 лет у школе, пока один из его учеников, не напал на него и не нанес 10 ударов ножом. И он все равно вернулся в школу. "Потому что преподавание единственное, что я умею делать и единственное, чем я хочу заниматься". Никто в фильме не скрывает и момента заработной платы, немаловажного фактора в принятии решения работать или нет. и в этом я вижу определенную честность этой картины. Ни один Макаренко на свете не станет голодать, но нести свет учения в массы. Тем более, в такие массы - социально сложные, криминально опасные, несчастные и обреченные. И в этом учителя тоже остаются всего лишь людьми.

Герой Джексона выходит на тропу войны, за свою жизнь, за свою любовь, которая только-только зарождается, за свою идею, за девочку Риту, которая имеет шанс вырваться в лучшую жизнь, чем грязный вагончик за сетчатым забором, среди шпаны и уличных банд, за жизнь, в которое учитель не станет трахать ученицу, в качестве платы за частный урок.

Убил ли Гарфилд Бенни? Отрезал ли он палец Сезару? Под конец фильма, Тревор отвечает "да". Конечно, нам, зрителям, это было понятно и без его признания. И нам, зрителям, очень хотелось, чтобы все закончилось хорошо, каким-нибудь маломальски счастливым эндом. Потому что он симпатичен нам, этот учитель мистер Тревор Гарфилд. Но разве такое возможно? Нет. И вторая честность фильма именно в этом.

Катарзисом можно назвать сцену, в которой ученик и учитель играют в "русскую рулетку". Да, да, в ту самую. Револьвер, патрон, еще один патрон. И конечно, пистолет не мог не выстрелить. Диалог в этой сцене прост и ясен, Тревор говорит с Сезаром на языке второго, но языком учителя. Двое свидетелей, пацаны из той же школы - два варианта развития мира: один - остается бритоголовым, стоящим за забором школьной лужайки, где чествуют выпускников; второй - обросший, в квадратной шапке и мантии сидит среди учеников своего класса и внимает трогательной речи девички Риты, которая читает сочинение о Пирровой победе учителя Трэвора Гарфилда. А тревор и Сезар лежат в морге, на соседних столах - цена выбора двух миров.

"Этот фильм написан учителем". Белые буквы на черном экране...

PS: 187 - номер статьи в уголовном кодексе и код, которым полицейские обозначают убийство.
PPS: именно после этой картины Сэмюэль Ли Джексон признан мной Актером.
Ответить

Вернуться в «Кино»