
Код: Выделить всё
В самолете у женщины потерялась шестилетняя дочка, она кричит: "Ищите! Ищите!" - а ей говорят, что с ней никакой девочки и не было... вещей ее нет... регистрации нет... И уже непонятно, как же оно на самом деле. Джоди Фостер в главной роли великолепна. Невероятное лицо! Как она замирает: неподвижность отчаяния - и слезы стоят в глазах, не проливаются... В какой-то момент всерьёз пугаешься, что может всё плохо кончиться - хотя знаешь, что традиция жанра не позволяет.
Отличная, прямо-таки стивенкинговская завязка (он умеет такие кошмары доставать из подсознания: их особый ужас в том, что они воспринимаются как свои собственные, а не придуманные кем-то). Худший кошмар родителя - потерять своего ребенка. Кого угодно возьмет за живое. Сценарий писали Питер Даулинг и Билли Рэй (по сюжету последнего снят также психологический триллер "Цвет ночи").
Вдобавок ко всему в грузовом отделении самолёта стоит гроб. В нем - труп мужа несчастной женщины: она и возвращается из Берлина в США, чтоб похоронить его. Муж упал с крыши дома и расшибся насмерть. Такая потеря. Неудивительно, что психика ее расстроена … Не было, не было с ней никакой девочки! Все пытаются убедить ее в этом: капитан самолёта (Шон Бин), офицер безопасности Карсон (Питер Сарсгаард) и женщина-психотерапевт, летящая тем же рейсом и по доброте душевной предлагающая профессиональные услуги отчаявшейся пассажирке. В небольшой, но яркой роли психотерапевта - мастерица эмоциональных нюансов Грета Скакки (Пенелопа в фильме Андрея Кончаловского "Одиссей"). Ей удается совместить несовместимое: она выглядит внимательной, сочувствующей и при этом - почти отталкивающей. Этот эпизод - один из самых глубоких в фильме. Актёрский дуэт Скакки-Фостер - встреча двух миров: прагматика психологического воздействия (у человека горе - надо его успокоить) и реальное переживание, никем не понятая боль. Здесь замечательные крупные планы Фостер: буквально видно, как она уже и сама начинает сомневаться в том, что она в здравом уме, как спрашивает себя, в самом деле, была ли девочка? - а вслух-то ничего даже и не говорится! Затем она отворачивается к окну, видит на запотевшем стекле сердечко, которое дочь выводила пальчиком и понимает, что девочка - была. И понимание в ту же минуту отражается на ее лице. Когда она вновь поворачивается к психологу, перед нами другой человек: сломленную горем вдову сменяет мать, полная решимости защищать своего ребенка во что бы то ни стало. Этот момент - поворотный. "Психологический" заканчивается и остается "триллер": начинает стремительно разворачиваться экшн. Джоди Фостер оказывается в тисках классической роли героя-одиночки, сражающегося с целым миром. К слову, роль изначально была мужской и написана была "под" Шона Пенна. Потом гендерная концепция изменилась, а имя осталось: героиню зовут Кайл. Впрочем, для Фостер героиня с мужским характером - дело обычное: достаточно вспомнить Клариссу Старлинг из "Молчания ягнят" или роль Сары в более раннем фильме "Обвиняемые", за которую она получила "Оскара". "Иллюзия полетов" добавляет еще один характер в череду образов, на которых можно было бы поставить клеймо "сделано Джоди Фостер". В основе их своего рода "два в одном": жертва и преследователь "в одном флаконе".
Складывается впечатление, что в какой-то момент сценаристы "Иллюзии полета" решили, что они и так уже придумали нечто достаточно интересное и над остальным не стали слишком трудиться. Появляются очевидно непродуманные и неправдоподобные эпизоды. Кайл объявлена террористкой, самолет совершает внеплановую посадку, снайперы окружают его, все пассажиры выходят. Спускается по трапу и Карсон, но Кайл окликает его. Между ними происходит диалог - и всё это время "террористка" стоит в дверях самолёта. А снайперы? А снайперы не стреляют. Почему? Зритель может придумать объяснение самостоятельно. В другом эпизоде выясняется, что можно взорвать целый самолет и при этом отсидеться в неком изолированном отсеке. А потом выбраться оттуда в целости и сохранности и оказаться на земле за меньшее время, чем в мирных условиях требуется на то, чтобы просто спуститься по трапу… Одно утешение: пособием для угонщиков самолетов "Иллюзия полета" не послужит.
Кое-что забавное: Шон Бин, играющий капитана Рича (третий интересный характер на весь фильм, кроме Фостер и Скакки) - на самом деле боится самолетов и соглашается отправиться в полет только в самом крайнем случае. Питер Сарсгаард страдает такой же фобией.
Можно с уверенностью сделать два утверждения. Первое - весь фильм "тащит на себе" Джоди Фостер. Второе - ей это по силам.
Кстати, название "Иллюзия полета" красивое, конечно, но неправильное. Оно вызывает недоумение: самолет-то натурально летит! Оригинальное название - Flightplan, то есть "План полета". За исключением этого казуса перевод на русский и дубляж практически безупречны
Посмотрел пару дней назад. Честно говоря не думал что в наше время ещё снимаются качественные и умные фильмы.
Об игре Джоди Фостер написано выше.
Я не критик, но фильму дал бы высший балл. Немного фильмов в наше время заставят меня досмотреть их с начала до конца, даже не смотря на вышеописанные неточности в сценарии и некоторые нюансы в игре актёров. Джоди Фостер - исключение.