Уже в который раз молдавские компании, торгующие нефтепродуктами, разумеется, «не сговариваясь между собой», дружно оповестили Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) и безропотных потребителей об очередном повышении цен на весь ассортимент бензина и дизельного топлива. В свою очередь, и я всё ещё не теряю надежды достучаться до власти о творимом в Молдове произволе. Ибо здесь, как и в прошлые разы, в качестве фигового листа приплели и рост мировых цен, и изменившийся курс национальной валюты, и увеличение акцизов.
Если уж ссылаться на рост акцизов, то с учётом накрутки НДС на новую ставку этих акцизов увеличение цены одного литра бензина составит мизер: менее 17 банов, а дизельного топлива и того меньше – неполных 8 банов!
А то, что новые задекларированные цены, практически, по-прежнему идентичны у всех компаний, так это очередное чисто «техническое совпадение», и ни о каком бы то ни было картельном сговоре, даже речи быть не может. Это, кстати, 7 декабря прошлого года признал и наш общепризнано справедливый суд: Высшая судебная палата. В своем решении она констатировала, что поданная ранее аналогичная заявка в декабре 2010 года являлась фактом именно заурядного совпадения. Тем самым было аннулировано, как надо полагать, высосанное из пальца, решение Национального агентства по защите конкуренции в части наложения на нефтетрейдеров штрафа в размере 2 млн. леев за единовременную подачу заявки в НАРЭ на увеличение цен с новыми прейскурантами, фактически, предусматривающими единые тарифы.
Как известно, розничные цены на бензин и дизельное топливо в Молдове регулируются государством. В соответствии с пунктом 4.7. Методологии расчета и применения цен на нефтяные продукты, утвержденной постановлением НАРЭ №63 от 30.05.2002 установлено: «…что для предприятий, занимающихся импортом, оптовой и розничной реализацией основных нефтепродуктов и сжиженным газом, годовой уровень рентабельности (прибыли) не может превысить 10% от годовых затрат и расходов, связанных с этой деятельностью.»
Есть и Закон о рынке нефтепродуктов от 30 июля 2001 года, в котором статьёй 13(1) предусмотрено: «В целях обеспечения энергетической безопасности страны импортеры нефтепродуктов должны обладать собственными и/или арендованными нефтехранилищами минимальным объемом 5000 м³ и собственным капиталом в размере не менее 8 млн. леев либо хранилищами для сжиженного газа минимальным объемом 150 м³». Это явно пролоббированная крупными импортерами анти-рыночная норма с тем, чтобы по максимуму расчистить рынок от действовавших на то время множества импортеров, сбивающих цены крупным игрокам до разумного уровня и тем самым кардинально затрудняющих возможности для ныне расцвётших буйным цветом картельных сговоров. А цена вопроса: это примерно 10 млн. долларов США за каждый дополнительно накрученный процент к действующему прейскуранту, что является определяющим стимулом, который как бульдозер сметает на своём пути любые препятствия.
Прежде всего, а могут ли в принципе совпасть розничные цены у наших импортёров без предварительного согласования?
Даже теоретически это невозможно.
Во-первых, как единовременно иссякнут у всех импортеров ранее закупленные запасы в объёмах превышающие 5 тыс. тонн?
Во-вторых, цены на нефтепродукты ежедневно меняются и наивно предполагать, что все осуществляли свои сделки по закупке в один день.
В-третьих, затраты по доставке и менеджменту у каждой компании, естественно, свои.
В-четвертых, часть наших компаний являются, по сути, дочерними по отношению к производителям бензина и дизельного топлива, рисующими им те цены, которые нужно.
Можно было бы и дальше продолжать эти перечисления, но ограничимся лишь географией импорта. Для этого следует только взглянуть на официальные данные Национального бюро статистики по импорту автомобильного топлива через молдавскую таможню за прошедший год.
Наверняка, у многих читателей вызвало удивление то, что в Молдову нефтепродукты и в не малых объёмах завозятся из Андорры, Тайваня, Индии, Израиля, Южной Кореи, США и ряда других, весьма сомнительных в таком бизнесе государств. Но как же иначе тогда вписаться в установленные 10% рентабельности? Оффшорный бизнес ещё никто не отменял, а НАРЭ пока рассматривает справедливость цен только по данным таможенных документов.
Вот и получается в итоге, что у нефтетрейдеров всё тип-топ. Но устраивает ли навязанный «порядок» покупателей?
Прежде всего, средняя оптовая цена дизельного топлива на европейском рынке за последний месяц текущего года составила всего $1003 за тонну с колебаниями по дням от $980 до $1030. Но ведь за весь прошлый год наши импортеры задекларировали при ввозе $1007,1! Так откуда же взялся пресловутый рост мировых цен для отдельно взятой Молдовы? Аналогичные показатели и на рынке бензина.
Или обратимся к соседней Украине. Там разница в ценах, не в пример Молдове, между торгующими компаниями достигает 10% и почему-то эта дельта, как и в большинстве стран мира, никогда не сокращается до нуля, что объективно демонстрирует присутствие на их рынке реальной лояльной конкуренции. А это, в свою очередь, уже многие годы обеспечивает для украинских потребителей существенно более низкие розничные цены. Акциз в Украине за 1 тонну бензина сегодня составляет 198 евро или в переводе по курсу на 5 марта – 3085 леев. У нас 2885 леев. А вот 1 литр 95-го бензина там, на заправке можно купить по цене от 9,92 гривен до 10,89, а в среднем за 10,36 гривен, что эквивалентно нашим 15,23 леев. А если ещё сбросить и разницу в акцизе, то вообще получается всего лишь около 15 леев. А нам теперь впаривают за 17,25 с дополнительным «наваром» в 15%.
Все приведенные показатели можно проверить на портале
http://biz.liga.net/tek/oil/. На нём же, кстати, приводится и диаграмма динамики цен на нефтепродукты на европейском рынке.
А есть ли какая-либо возможность изменить ситуацию?
При таких, ставшими уже привычными, сверх доходах надеяться, что у нефтетрейдеров и контролирующих их чиновников когда-то проснётся совесть – верх наивности.
И не один я такой умный, что сумел разглядеть творимый в нашей стране беспредел. Министерство экономики уже скоро, как год, разработало проект изменений и дополнений в названный выше Закон о рынке нефтепродуктов. В частности ими было предложено отменить дискриминационную статью 13(1), предписывающую иметь огромные хранилища. По опыту малых государств, столкнувшихся с аналогичными проблемами системного «совпадения» цен у всех продавцов одновременно, министерством был предложен и накатанный за рубежом механизм регулирования ценообразования на этом не простом рынке.
Так, максимальные розничные цены на основные нефтепродукты, по их мнению, следует рассчитывать отдельно для каждого типа продукта и партии импортируемых товаров по формуле:
PC = (PL* CV) / K + MC + AC + TVA,
где:
PC — максимальная цена розничной торговли основными нефтепродуктами;
PL — среднее значение котировок Platt's FOB MED (Италия) за 10 дней до дня осуществления импорта в долларах за тонну;
CV — официальный средний курс лея к доллару США, установленный НБМ в течение 10 дней до импорта;
K — плотность типа данного нефтепродукта в литрах на тонну;
MC — коммерческая разница между доходом от продажи товара и его стоимостью, включая расходы на транспорт и страхование до территории Молдовы, расходы на обработку и хранение, другие расходы по розничной продаже. Размер этой разницы было предложено устанавливать каждые полгода НАРЭ. При этом, максимальное значение разницы определено в $0,19 за литр бензина и $0,17 — за литр дизтоплива;
AC — применяемая доля акцизов в соответствии с Налоговым кодексом РМ;
TVA — доля НДС в соответствии с Налоговым кодексом РМ.
Но кто же пропустит механизм, в одночасье лишающий нефтетрейдеров сверх жирного куска в сумме превышающей $100 млн. за один лишь год? А то, что наша продукция давно неконкурентоспособна, а основное население еле сводит концы с концами, так на то и существует народ, чтобы на нём наживаться по полной.