вот копнул каина в яндексе, получил очень интересную, на мой взгляд, статью:
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=li ... %26isu%3D2
[off]добавлено спустя 2 минуты:[/off]
приведу пару выдержек, сорри если получится многовато.
КАИН - по Библии (Книга бытия, гл. III), старший сын Адама, убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле - братоубийство, и с именем его связана "первая смерть на земле", первая скорбь матери, потерявшей сына. В Библии об этом убийстве сказано: "Прозре бог на Авеля и на дары его. На Каине же и на жертвы его не внял" (Книга бытия, гл. III, ї 4-5). Так. обр. по Библии причиной преступления К. была его зависть к брату, к-рому бог уделил больше внимания. Но библейский текст не объясняет, чем была вызвана немилость божия и в чем состоял тот первый грех К. перед богом, к-рый стал причиной его рокового преступления.
Это библейское сказание породило огромное количество легенд, трагедий, романов, а также живописных и скульптурных художественных произведений. Все они были заняты разработкой мотивов поведения К., связывали легенду о К. со скорбью человека, впервые задумавшегося над проблемами смерти и бессмертия, добра и зла, свободы воли, всеблагости и всемогущества бога. Преступление К. они связывали с болью человека, к-рый впервые презрел покорных и послушных и возмутился против жалкой природы человека, "раба божьего". В зависимости от того, что стимулировало разработку этой библейской легенды, ее интерпретаторы выдвигали различные основные мотивы в поведении и характере К. и давали различное освещение образа К. и его жертвы.
Легенда о К. несомненно возникла на почве борьбы двух первичных социально-хозяйственных формаций - земледельческой и скотоводческой. Библия относит эту легенду к первым дням существования мира. Но возникла она, надо думать, в период, когда евреи еще не осели на земле и занимались гл. обр. скотоводством. Скотоводческое племя легендой о К. культивировало веру в то, что бог предпочитает скотовода земледельцу и что землепашец - начало всех бед и зол, источник греха и божьего гнева.
В Библии не содержится никаких указаний на виновность К. перед богом. Вина его заключалась лишь в том, что он предпочел земледелие скотоводству. Легенда о Каине и Авеле создалась на почве вражды двух экономических укладов в период их противоречивого сосуществования; то обстоятельство, что К. и Авель изображены братьями, представляет собой поэтический прием, усиливающий антитезу. Впоследствии кара означала осуждение К. на вечное блуждание. К.-земледелец жаждал оседлой жизни, он противился частым переходам скотовода с места на место. Наказан же он не только лишением желанной оседлости, но и сравнительного спокойствия того скотовода, к-рый живет на своем пастбище более или менее продолжительный срок: его судьбой является вечное изгнание и блуждание. Так. обр. библейское сказание, отражая борьбу двух примитивных форм добывания первобытными племенами средств существования, никаких общих проблем религиозно-философского характера еще не ставит.
Но уже талмудическая лит-ра усложняет толкование библейских строк о К. Сюжет о К. становится излюбленным для "Агады" (см.). Драматизируя этот сюжет и вводя в его комментарий разнообразный диалог, "Агада" объясняет преступление К. его сомнениями во всеблагости и всемогуществе бога. Так например, в одной из "Агад" на вопрос бога: "Где брат твой Авель?", Каин не ограничивается лукавым ответом, приведенным в Библии: "Разве я сторож брату моему?", а говорит: "Да, я его убил, но ты создал и вселил в меня дух зла. Ты - хранитель всего живущего, почему ты допустил, чтоб я его убил. Не я, ты его погубил. Прими ты мою жертву, как его жертву, дух зависти не обуял бы меня". Этим дерзновенным ответом, вложенным в уста К., "Агада" поставила богоборческую дилемму: или бог не всемогущ, не есть начало всего бытия, или бог, а не человек ответственен за зло. Так. образом здесь отрицалась свобода человеческой воли творить добро или зло, а следовательно и всякий смысл учения о божественном воздаянии или отмщении. Так подвергались сомнению существование ада и рая и возможность божьей милости, ибо если человек не ответственен за свои грехи, то и божье прощение грешника не является милостью.